Следствие в
уголовном процессе означает собирание
и проверку доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в
предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее
предварительное следствие и судебное следствие.
Предварительное следствие — самостоятельная стадия
уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное
следствие — составная часть судебного разбирательства суде первой инстанции.
Предварительное
следствие — выяснение следователем
совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного
разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и
заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или
прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание,
предварительное следствие начинается после его окончания.
Предварительное следствие осуществляется следователями
Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы
безопасности, органов ФСКН России, в структуре которых имеются соответствующие
следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств
составляют систему органов
предварительного следствия.
Задачи
органов предварительного следствия
являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение
виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех
обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы
каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни
один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств
и последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса
в производстве по уголовного делу;
установление наличия или отсутствия ущерба,
причиненное преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению
его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению
преступлений, и принятие мер по их устранению.
В ст. 151 УПК определяется подследственность.
Подследственностъ
— это разграничение компетенции между
органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того,
какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной
ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с
учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
б) подследственность по видам преступлений;
в) территориальная подследственность (по месту
совершения преступления);
г) персональная подследственность (по субъекту
преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о
преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих
физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на
защиту, производится следователями органов внутренних дел.
Следователи
органов Следственного комитета РФ
уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье,
конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения
обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных
органов (судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ, должностные
лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт
«а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
Следователи
ФСБ ведут предварительное следствие
по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о
наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной
безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж,
диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях,
связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2,
ч. 4 ст. 151 УПК).
Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией
следователей всей системы органов предварительного следствия.
Независимо от ведомственной принадлежности все следователи имеют и одинаковые
процессуальные права, ведут предварительное следствие в одном и том же
процессуальном порядке; надзор за исполнением ими законов осуществляется в
одинаковом объеме.
Следователь самостоятельно принимает все решения,
связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных
действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и
(или) санкции прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователь
обязан:
полно, всесторонне, объективно расследовать дело,
принятое к производству;
установить все обстоятельства, входящие в предмет
доказывания (как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого), собрать и
проверить с этой целью все необходимые доказательства;
установить и привлечь в качестве обвиняемых лиц, совершивших
преступления, установить невиновность и реабилитировать лиц, неосновательно
подозревавшихся в совершении преступления;
принять меры к устранению обстоятельств,
способствовавших совершению преступлений. В связи с этим он вправе вносить
представления, которые подлежат обязательному рассмотрению (ч. 2 ст. 158УПК).
Правомочиями следователя являются:
вызов и обеспечение явки свидетелей, потерпевших,
экспертов, специалистов, законных представителей, обвиняемых (подозреваемых);
производство следственных действий (допрос, выемка,
обыск, наложение ареста на имущество и др.);
задержание и применение мер пресечения в порядке,
установленном законом;
принятие мер обеспечения гражданского иска и возможной
конфискации имущества;
дача обязательных поручения и указаний органам
дознания о производстве следственных действий и об участии в них;
дача поручений руководителям органов, уполномоченных
на производство оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым им уголовным
делам;
поручение соответствующим следователям производства
следственных действий вне своей территории подследственности.
Следователь процессуально независим, его полномочия
носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его
производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.
Наделяя следователя такими полномочиями, закон
предъявляет определенные требования к
лицам, назначаемым на эту должность.
Следователями могут назначаться граждане России,
имеющие, как правило, высшее юридическое образование и обладающие необходимыми
профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья
исполнять возлагаемые на них обязанности. При их назначении на должность может
быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. Следователи
занимают разное должностное положение:
следователь, старший следователь, следователь по особо важным делам и старший
следователь по особо важным делам.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет
прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по
конкретному уголовному делу письменном виде, но закон предусматривает
возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело
вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Правом процессуального
контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они
вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о
направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица
в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого
меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания
даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они
могут быть обжалованы им прокурору.
Ведомственный
контроль осуществляют и следователи
контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.
За законностью предварительного следствия
осуществляется и судебный контроль в
ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении
уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий
(бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить
ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства
либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий