Поиск по этому блогу

среда, 9 ноября 2016 г.

Дополнение по теме "Органы предварительного расследования"

Вопрос 3. Понятие, задачи, система и функции органов дознания
Дознание - это форма предварительного расследования правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению следов преступления. Производство дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие.


Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов ФСИН. По уголовным делам о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание проводится следователями прокуратуры.
Государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.
Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним относятся следующие должностные лица:
капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководители геолого-разведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.
Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы процессуальных действий:
1) процессуальные действия, которые в совокупности образуют дознание. Оно возможно только по очевидным преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в отношении конкретных лиц. По уголовным делам об иных преступлениях этих категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;
2) производство неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.
В первом случае орган дознания возбуждает уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь, заканчивая его составлением обвинительного акта, который утверждается начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору.
Дознание такого рода от следствия отличают некоторые особенности:
1)                                срок указанного дознания не должен превышать 15 суток (в исключительных случаях срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 суток);
2)                                по окончании дознания его материалы предъявляют только обвиняемому и его защитнику, а другие участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
Неотложные следственные действия осуществляются органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
К неотложным следственным действиям относятся:
осмотр,
обыск,
выемка,
задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и свидетелей,
освидетельствование и др.
Срок производства неотложных следственных действий «по горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о результатах (ст. 157).
Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные функции:
дознание;
производство следственных и розыскных действий по поручениям и указаниям следователей;
оказание помощи следователям в проведении ими отдельных следственных действий.
В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание (дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом решения.  Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального контроля за производством дознания.
Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
 Дознаватель — это должностное лицо, которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.
Надзор за точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет прокуратура. Прокурор имеет право проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы на незаконные действия органа дознания.

Вопрос 4. Понятие, задачи и система органов предварительного следствия.
Следствие в уголовном процессе означает собирание и проверку доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее предварительное следствие и судебное следствие.
Предварительное следствие — самостоятельная стадия уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное следствие — составная часть судебного разбирательства суде первой инстанции.
Предварительное следствие — выяснение следователем совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание, предварительное следствие начинается после его окончания.
Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности,  в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения перечисленных ведомств составляют систему органов предварительного следствия.
Задачи органов предварительного следствия являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств и последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовного делу;
установление наличия или отсутствия ущерба, причиненное преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.
В ст. 151 УПК определяется подследственность.
Подследственностъ — это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
б) подследственность по видам преступлений;
в) территориальная подследственность (по месту совершения преступления);
г) персональная подследственность (по субъекту преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, производится следователями органов внутренних дел.
Следователи органов Следственного комитета РФ уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных органов (судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ, должностные лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
Следователи ФСБ ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж, диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч. 4 ст. 151 УПК).
Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и (или) санкции прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.
Наделяя следователя такими полномочиями, закон предъявляет определенные требования к лицам, назначаемым на эту должность.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному уголовному делу письменном виде, но закон предусматривает возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Правом процессуального контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они могут быть обжалованы им прокурору.
Ведомственный контроль осуществляют и следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.
За законностью предварительного следствия осуществляется и судебный контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.

Комментариев нет:

Отправить комментарий