Вопрос 3.
Понятие, задачи, система и функции органов дознания
Дознание - это форма предварительного расследования
правонарушений, неотложные следственные действия по установлению и закреплению
следов преступления. Производство
дознания основывается на том же законодательстве, что и предварительное
следствие.
Расследование в форме дознания осуществляют
дознаватели (следователи) органов внутренних дел, органов федеральной службы
безопасности, дознаватели органов пограничной службы, службы судебных
приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений,
начальники военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов ФСИН. По уголовным делам
о преступлениях, совершенных отдельными категориями лиц (занимающими государственные
должности, прокурорами, следователями, адвокатами), дознание проводится
следователями прокуратуры.
Государственные органы и должностные лица,
уполномоченные в соответствии с федеральным законом осуществлять дознание и
другие процессуальные полномочия, именуются органами дознания.
Кроме того, выделяются отдельные должностные лица, на
которых уголовно-процессуальный закон ввиду исключительности обстоятельств
возлагает возбуждение уголовных дел и производство неотложных следственных
действий, хотя и не называет их органами дознания (или дознавателями). К ним
относятся следующие должностные лица:
капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем
плавании, по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
руководители геолого-разведочных партий и зимовок,
удаленных от мест расположения органов дознания, по уголовным делам о
преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
главы дипломатических представительств и консульских
учреждений Российской Федерации по уголовным делам о преступлениях, совершенных
в пределах территорий данных представительств и учреждений.
Задачами органов дознания являются: быстрое и полное раскрытие
преступлений, изобличение виновных, обеспечение правильного применения закона с
тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому
наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и
осужден.
Органы дознания при расследовании уголовных дел
осуществляют две группы процессуальных действий:
1) процессуальные действия, которые в совокупности
образуют дознание. Оно возможно
только по очевидным преступлениям небольшой и средней тяжести, возбуждаемым в
отношении конкретных лиц. По уголовным делам об иных преступлениях этих
категорий дознание может производиться только по указанию прокурора;
2) производство
неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно.
В первом
случае орган дознания возбуждает
уголовное дело и в полном объеме выполняет функцию предварительного
расследования посредством тех же процессуальных действий, что и следователь,
заканчивая его составлением обвинительного акта, который утверждается
начальником органа дознания и вместе с материалами уголовного дела направляется
прокурору.
Дознание такого рода от следствия отличают некоторые
особенности:
1)
срок указанного
дознания не должен превышать 15 суток (в исключительных случаях срок может быть
продлен прокурором, но не более чем на 10 суток);
2)
по окончании
дознания его материалы предъявляют только обвиняемому и его защитнику, а другие
участники процесса лишь извещаются об окончании дознания.
Неотложные
следственные действия осуществляются
органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому
производство предварительного следствия обязательно в целях обнаружения и
фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих
незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.
К неотложным следственным действиям относятся:
осмотр,
обыск,
выемка,
задержание и допрос подозреваемых, потерпевших и
свидетелей,
освидетельствование и др.
Срок производства неотложных следственных действий «по
горячим следам» ограничен десятью днями. До его истечения дело направляется
следователю. После этого орган дознания может осуществлять по данному делу
следственные и розыскные действия только по поручению следователя. Однако если
не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает
оперативно-розыскные меры для его установления и сообщает следователю о
результатах (ст. 157).
Итак, органы дознания выполняют следующие уголовно-процессуальные
функции:
дознание;
производство следственных и розыскных действий по
поручениям и указаниям следователей;
оказание помощи следователям в проведении ими
отдельных следственных действий.
В органе дознания выделяются две процессуальные фигуры
руководитель (начальник органа дознания) и лицо, производящее дознание
(дознаватель). Первый вправе лично расследовать уголовное дело, принимать
самостоятельно по нему любые предусмотренные уголовно-процессуальным законом
решения. Начальник органа дознания — это должностное лицо органа дознания,
уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК
отдельными процессуальными полномочиями для обеспечения процессуального
контроля за производством дознания.
Процессуальными полномочиями начальника органа
дознания при расследовании преступлений в форме дознания обладают
соответственно начальник органа внутренних дел, начальник органа пограничной
службы, начальник органа службы судебных приставов, начальник таможенного
органа, а также руководители иных органов исполнительной власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной
деятельности.
Дознаватель — это должностное лицо,
которому начальник органа дознания поручает вести дознание; с этого момента он
приобретает предусмотренные законом процессуальные права и обязанности.
Надзор за
точным и неуклонным исполнением законов органами дознания осуществляет
прокуратура. Прокурор имеет право
проверять уголовные дела, находящиеся в производстве органа дознания, давать по
ним обязательные для исполнения указания. Прокурор также рассматривает жалобы
на незаконные действия органа дознания.
Вопрос 4.
Понятие, задачи и система органов предварительного следствия.
Следствие в
уголовном процессе означает собирание
и проверку доказательств, необходимых для выяснения обстоятельств, входящих в
предмет доказывания. Следствие — собирательное понятие, включающее
предварительное следствие и судебное следствие.
Предварительное следствие — самостоятельная стадия
уголовного процесса, следующая за возбуждением уголовного дела. Судебное
следствие — составная часть судебного разбирательства суде первой инстанции.
Предварительное
следствие — выяснение следователем
совокупности обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного
разрешения уголовного дела. Оно начинается после возбуждения уголовного дела и
заканчивается направлением дела прокурору с обвинительным заключением или
прекращением уголовного дела. В отношении дел, по которым проводилось дознание,
предварительное следствие начинается после его окончания.
Предварительное следствие осуществляется следователями
Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы
безопасности, в структуре которых
имеются соответствующие следственные подразделения. Следственные подразделения
перечисленных ведомств составляют систему
органов предварительного следствия.
Задачи
органов предварительного следствия
являются:
быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение
виновных;
всестороннее, полное и объективное исследование всех
обстоятельств уголовного дела;
обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы
каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни
один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден;
способствование укреплению законности и правопорядка;
обнаружение и процессуальное закрепление доказательств
и последующего их использования в процессе судебного разбирательства;
обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса
в производстве по уголовного делу;
установление наличия или отсутствия ущерба,
причиненное преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению
его возмещения;
выявление причин и условий, способствовавших совершению
преступлений, и принятие мер по их устранению.
В ст. 151 УПК определяется подследственность.
Подследственностъ
— это разграничение компетенции между
органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того,
какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной
ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:
а) предметная (родовая) подследственность, т.е. с
учетом квалификации совершаемых преступных деяний;
б) подследственность по видам преступлений;
в) территориальная подследственность (по месту
совершения преступления);
г) персональная подследственность (по субъекту
преступления). Например, предварительное следствие по уголовным делам о
преступлениях, совершенных несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих
физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на
защиту, производится следователями органов внутренних дел.
Следователи
органов Следственного комитета РФ
уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье,
конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения
обязанностей по службе, на некоторых должностных лиц ряда правоохранительных
органов (судьи, прокуроры и следователи Следственного комитета РФ, должностные
лица ОВД и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами (подпункт
«а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).
Следователи
ФСБ ведут предварительное следствие
по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению о
наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной
безопасности (контрабанда, бандитизм, государственная измена, шпионаж,
диверсия, разглашение государственной тайны и т.д.), а также о преступлениях,
связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией (п. 2 ч. 2, ч.
4 ст. 151 УПК).
Следователь самостоятельно принимает все решения,
связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных
действий, кроме случаев, когда закон требует получения судебного решения и
(или) санкции прокурора и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Следователь процессуально независим, его полномочия
носят властный характер. Постановления следователя по делам, находящимся в его
производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями,
организациями, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы.
Наделяя следователя такими полномочиями, закон
предъявляет определенные требования к
лицам, назначаемым на эту должность.
Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет
прокуратура. Следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по
конкретному уголовному делу письменном виде, но закон предусматривает
возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора передать дело
вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.
Правом процессуального
контроля обладают и начальники следственных отделов. В этих целях они
вправе проверять материалы уголовного дела, давать следователю указания о
направлении расследования, производстве следственных действий, привлечении лица
в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого
меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. Указания
даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но они
могут быть обжалованы им прокурору.
Ведомственный
контроль осуществляют и следователи
контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений.
За законностью
предварительного следствия осуществляется и судебный
контроль в ходе рассмотрения уголовных дел, а также жалоб об отказе в
возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иных
решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя, прокурора, которые
способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников
уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию.
Комментариев нет:
Отправить комментарий